На страже леса – народный писатель
7 апреля 2017 года Старомусинская сельская библиотека широко распахнула свои двери перед своими читателями, где состоялась встреча с Народным писателем Башкортостана, лауреатом государственной премии имени Салавата Юлаева, кавалером ордена Дружбы народов, отличником защиты Российской природы Нугуманом Сулеймановичем Мусиным. Именитого гостя встречали его коллеги по перу – журналист, писатель, член Союза писателей РБ, лауреат премии им. Ш. Худайбердина, автор четырех книг прозы Р.Р.Уразгулов, член Союза журналистов СССР, России и Башкортостана, Заслуженный работник культуры Башкортостана, лауреат премий имени Ф. Асянова, К. Усаева, М. Уметбаева, Почетный гражданин села Бузовьязы Мидхат Гандалифович Рязапов, библиотекари сельских библиотек, жители д.Старомусино.
Книжно-иллюстративная выставка «На страже леса – народный писатель» (Урман һаклығында – халыҡ яҙыусыһы), состоящий из отдельных книг, 11-ти томов избранных произведений народного писателя и аналитических материалов литературоведов республики, представила визуальный обзор богатой творческой биографии писателя. Гости и герой вечера с помощью слайд-шоу совершили виртуальное путешествие в родные края писателя, где формировались мировоозрение и характер писателя, где живут прототипы его рассказов, повестей и романов.
Нугуман Сулейманович Мусин родился 17 июля 1931, д. Кулгунино, Ишимбайского района. Окончил Стерлитамакский учительский институт. Работал учителем, затем инспектором народного образования. С 1953 года работал в органах республиканской периодической печати, в Союзе писателей РБ, в книжном издательстве “Китап”. Печатается с 1952 года. Нугуман Мусин – страстный поборник природы, леса. Тема “природа и человек” в условиях научно-технической революции проходит через все творчество писателя. Главной привязанности Н.Мусина – башкирскому лесу – посвящена серия романов о нелегком труде людей, связанных с лесом. Это дилогия “Вечный лес”, роман “Белый олень на Синь-горе” и его продолжение “Выходи в путь на заре”. За роман «Белый олень на Синь-горе» Н. Мусин и удостоен премии имени Салавата Юлаева.
В ходе своего выступления писатель рассказывал интереснейшие истории возникновения сюжета своих рассказов, повестей, романов, вспомнил годы активного творчества. Упомянул о реальных событиях, которые стали основой сначала рассказа, а затем повести “Һайлап алған яҙмыш”. С большой тревогой и волением рассказывал о сегодняшней судьбе башкирского леса. Особенно актуально звучат слова, вложенные автором в уста одного из героев его романа «Вечный лес»: «Всякий человек, живущий на этой земле должен усвоить одну непоколебимую истину – деревья, камни, придорожная трава, едва журчащий ручеек под ногами – все это часть родной земли, а значит часть жизни человека. Человек должен осознавать, что лес, вода в реке, в озерах и вся живность, обитающая в них – это не источник благосостояния отдельных людей, а краса земли, которую надо беречь».
Давние поклонники творчества писателя – читатели Старомусинской сельской библиотеки Факиха Уметбаева, Рабига Галиахметова, Раушания Хусаинова, Венера Мухамедьярова, Флюра Галимова, Ильдус Мухамедьяров поделились своими впечатлениями о прочитанных произведениях, о своих любимых героях, которым хотелось верить и подражать.
Памятным подарком юным читателям библиотеки стали библиографические буклеты, закладки с изображением книг и биографической справкой о жизни и творчестве народного писателя Башкортостана Н.Мусина.
В ходе вечера, Нугуман Сулейманович с уважением и любовью вспомнил о своих встречах с соратниками по перу писателями и поэтами земли Кармаскалинской Шарифом Биккулом, Барыем Нугумановым, Расихом Ханнановым, Иреком Киньябулатовым, Робертом Баимовым, Гайсой Хусаиновым.
Читатели долго не хотели расставаться со своим любимым писателем, а он в свою очередь охотно отвечал на вопросы, а желающие получили автографы.
Более двух часов шло общение писателя со Старомусинцами – совсем юными и с людьми, которые отчетливо понимают: самым высоким показателем нравственности любого человека является его отношение к окружающей среде.